• victory9834

Экспертный пост на тему воспитания детей

Очередной экспертный пост на тему воспитания детей от нашего партнёра - детского сада/ школы «Планета Детей» на тему:


НЕПОСЛУШАНИЕ РЕБЕНКА


Дети не слушаются и в 3 года, и в 9 лет, и в 16. Свое несогласие в разном возрасте они выражают по-разному. Но удивление вызывает сам факт непослушания, ведь аргументы кажутся взрослым настолько очевидными, что открытый или скрытый детский протест застает врасплох.


Для понимания причин непослушания нам необходимо обратить внимание на уровень самосознания ребёнка. В его развитии есть два больших периода:

- первый продолжается примерно первые десять лет жизни;

- второй длится от 10 до 18-20 лет, когда условно заканчивается становление индивидуальности.

Первые десять лет жизни ребенок создает свою картину мира, исходя из тех условий и той среды, которую ему обеспечивают взрослые. Ребенок зависим от родителей, он формирует свое мировоззрение на основе родительских жизненных установок и ценностей. Функциональные возможности мышления пока не позволяют ребенку быть осознанным – понимать себя в каждый момент времени и действовать в соответствии с этим пониманием. Поэтому вопрос непослушания ребенка до 10 лет – это вопрос коммуникации «родитель -ребенок».

Как это бывает?

Мама обращается к трехлетнему малышу: «Дай Роме поиграть с твоей машинкой. С ребятами надо делиться. Ты же не жадный мальчик? Ты добрый мальчик, можешь с Ромой подружиться…».

В ответ на это малыш крепче сжимает в руках машинку и от неизбежности момента расставания с игрушкой начинает хныкать, упрямиться или убегать. Мама расстроена, что ее воспитательный пассаж не сработал, и в следующий раз повторяет монолог более настойчиво.

Результат - тот же или чуть лучше, но не по причине нравственного роста малыша, а потому, что никакой альтернативы ребенок увидеть не способен, а перспектива быть наказанным или отчужденным матерью уже знакома и слишком травматична. Мальчик делится игрушками, испытывая при этом целую гамму отрицательных эмоций при удовлетворенной и одобряющей маме. Ребенок получает прямое послание: мама довольна, мне – плохо. В случае, когда мама каждый раз получает воспитательный эффект подобным способом, кризис коммуникации родитель - ребенок неизбежен. Вопрос времени.

В обращении мамы содержится целый список недоступных для младшего дошкольника действий:

• Ребенок в раннем детстве не хочет и не умеет делиться любимой игрушкой

Это все равно, что предложить папе малыша отдать соседу свой автомобиль. А как лучше сделать?

Если мама хочет научить «делиться», то это должен быть подготовленный и привлекательный для малыша поступок. Ребенок может выбрать сам или мама помогает ему выбрать игрушку для прогулки, которую он предложит другому ребенку (если его об этом попросят, разумеется), испытав при этом положительную эмоцию. Это действие - игра, интересная затея, в которую ребенок с удовольствием сможет включиться (если будет готов).

• Ребенку-дошкольнику недоступно использование в поведении нравственных и абстрактных категорий (жадность, жестокость, доброта, дружба, совесть, сочувствие, уважение, и пр.). Он трактует и использует их ситуативно (с подачи окружающих) или хаотично (спонтанно)

Мама в одном послании озвучивает ребенку целую группу сложных, недоступных задач, подкрепляя их осуждающими интонациями, которые усугубляют эмоциональный и интеллектуальный дискомфорт.

• Ребенок не может оправдать завышенных ожиданий родителей

Мама не просто хочет «научить» делиться, а выражает желание, чтобы малыш стал каким-то другим, изменился в лучшую сторону (даже не в этой конкретной ситуации, а вообще….). И лишь тогда он получит одобрение и любовь, которые надо «заслужить» правильным поведением.

Так, раз за разом, коммуникация мамы и сына становится все более условной. Чтобы этого не случилось, родительский посыл должен быть ПОНЯТНЫМ и ДОСТУПНЫМ для ребенка с точки зрения его самосознания и жизненного опыта. Не перегружайте свою речь смыслами, отсроченными во времени, абстрактными категориями, сложными и замысловатыми требованиями.

С началом подросткового периода, примерно в 10-12-летнем возрасте, возможности психики резко увеличиваются. Ребенок способен не только понимать себя, но и выявлять простые закономерности, определять причинно-следственные связи жизненных событий, строить гипотезы, формулировать умозаключения и выводы. Что делать с подростками - читайте в следующем посте от "Планеты детей".

Напоминаем, что в нашей команде есть специалисты, кто может помочь вам наладить коммуникацию с ребенком. Уточняйте подробности по телефону:

+7 (925) 353-47-87 (Татьяна)




18 просмотров0 комментариев